Арт — терапия с детьми: упражнения

Причины возникновения детских страхов. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие. Существует и фактор эмоциональных нарушений в поведении дошкольников, вызванных современными реалиями социально-информационной среды. Формализованное общение с родителями, нивелирование детской субкультуры, ограничение игровых форм освоения действительности и избыток информации, неадекватной для восприятия детей старшего дошкольного возраста, - являются источниками формирования и закрепления у детей негативных эмоциональных состояний - страхов, тревожности, беспокойства и т. В свою очередь актуализация страхов сопровождается нарушениями адекватного психического развития, что отрицательно воздействует на становление личности ребенка. Арт-терапия является эффективным средством гармонизации эмоциональной сферы детей, относится к психологическому воздействию искусством посредством занятия творчеством. Арт-терапия способствует избавлению ребенка от чрезмерного эмоционального напряжения, нейтрализует страхи, снижает тревожность, позволяет пережить положительные эмоции. Проблема разработки программ с применением психологических методов коррекции детских страхов остается актуальной. Возникает необходимость разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу для работы с детскими страхами, с включением в нее методов арт-терапии, способствующих амплификации и интенсификации развития, полноценному проживанию ребенком возрастного этапа, что будет способствовать снижению количества страхов за счет повышения эмоциональных ресурсов. Поэтому актуальность исследования заключается в использовании арт-терапии в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения с целью коррекции страхов старших дошкольников.

Свойства и польза арт-терапии

Этап настроя Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент. Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка. Этап обсуждения и рефлексивного анализа Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества.

Данный тренин тех, кто уже давно испытывает чувство страха, но не может Тренинг на 90% состоит из практических заданий и упражнений, что позволит Применяемые методы: арт – терапия, телесно- ориентированная.

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный адекватный страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия.

В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических невротических и психотических страхов. Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия в широком смысле рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия — такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью.

С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять. Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком.

Эмоциональное развитие ребенка — это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают.

Возможности арт–терапии в работе с экзистенциальными проблемами человека мини-лекции, дискуссии, арт-терапевтические упражнения.

Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны — индивидуальная и групповая терапия.

Упражнения в арт-терапии выполняют функцию инструмента для исследования идей, событий и чувств, развития межличностных отношений и навыков, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах, а также для создания нового, более успешного образа самого себя. Если говорить о групповой арт-терапии, перед началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы, которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата.

Уважение к мнениям и точкам зрения других участников. Каждое занятие по арт-терапии носит конфиденциальный характер. Каждый участник должен внимательно слушать других выступающих. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего. Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения.

Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность лепка, рисование. Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру.

Приложение 2 Образцы арт-терапевтических техник, игр и упражнений

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: Главное — выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов. Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете.

Диагностические техники в арт-терапии:"Афиша". А вы когда-нибудь задумывались как выглядит ваш страх, ваш личный, самый главный страх Для выполнения данного упражнения вам необходимо взять.

Написание прозы или стихов. Цели арт-техник — это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает! Как это работает Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.

У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии — это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста! Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения.

Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки. Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники — рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим. Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами.

За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый. На первом этапе самое важное — начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все. Если это рисование — следует просто взять краски и рисовать, не важно — что и как.

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 1(26)

Арт-терапия в работе с депрессией : Арт-терапевтическая техника"Рисунок в круге" : Рисуночная техника"Моя жизнь как Рисунки чувств и эмоций :

Арт-терапия"Нарисуй свой страх" На днях в нашем реабилитационном центре Упражнения: рисунок потери; рисунок веры и надежды, медитация .

Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. Нижеследующий текст предназначен для взрослого: Бабочка во многих культурах — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы.

У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев — бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие.

Тренинг «Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов»

Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность — на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т. Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия.

Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества.

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных Цели: преодоление страхов с помощью арт-терапии.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно: Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством: Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: Примеры арт-терапевтических методик Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.

Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

Формы и виды терапии искусством

Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов и, прежде всего, от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы арт-терапевтической коррекции детских страхов. В целом, предлагаемые методики условно можно разделить на следующие группы: Детская потребность в ярких образах ненасытна.

Все упражнения разогрева предполагают концентрацию внимания детей на собственных ощущениях, чувствах, детский страх арт терапия. Таблица.

Гемофобия или боязнь крови — это неконтролируемый страх на уровне сильных паниче Социофобия — это иррациональный страх, неконтролируемая боязнь каких-либо общест Эргофобия — это страх перед работой, выполнением любых целенаправленных действий Да, обращался, и психолог помог решить мою проблему Да, обращался, но моя проблема не была решена Никогда не обращался и не собираюсь Я сам себе психолог Загрузка Арт-терапия Арт-терапия — это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу.

Оно основано на применении изобразительного искусства для помощи пациентам. Он появился примерно в первой половине двадцатого столетия. Данным термином обозначались различные методы реабилитационной и терапевтической практики, использующие в своей основе искусство. Сегодня арт-терапия являет собой лечебное использование изобразительного творчества пациента, которое предполагает трех стороннее направленное взаимодействие между пациентом, его работой и психотерапевтом. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций и является формой когнитивной деятельности клиента, помогающей ему выражать прошлые или актуальные на сегодня переживания, которые клиенту довольно тяжело передать при помощи слов.

Методы арт-терапии Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. С позиции последователей классического психоанализа, стержневым инструментом психокоррекционного воздействия в арт-терапии считается механизм сублимации. Арт-терапию можно использовать в качестве основного метода или в качестве вспомогательного метода. Сегодня можно выделить два, свойственных для метода арт-терапии, основополагающих приема коррекционного воздействия на психику человека.

Методическая копилка"Картотека арт-терапевтических упражнений"

Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов и, прежде всего, от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы арт-терапевтической коррекции детских страхов. В целом, предлагаемые методики условно можно разделить на следующие группы:

Ключевые слова: страх, детские страхи, арт-терапия. Keywords: . Итак, включение упражнений арт-терапии эффективно помогает при эмоциональных.

Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. Нижеследующий текст предназначен для взрослого: Бабочка во многих культурах — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев — бессмертие, досуг в изобилии и радость.

Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку. В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов.

Арт-терапия"Моё тело"

Categories: Без рубрики

Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно реальна! Узнай как это сделать, нажми тут!